Information Technology Management (IT-management, ITM) – дисциплина, посредством которой все ИТ-ресурсы компании управляются в соответствии с ее целями и потребностями. В сферу управления ИТ входят все материальные ресурсы и инвестиции – персональные средства вычислительной техники, телекоммуникационное оборудование, сети передачи данных, ЦОД, ПО. Кроме того, важной составляющей являются информация (цифровые данные), а также персонал, призванный обслуживать эти ресурсы. Как и управление в других предметных областях, управление ИТ включает в себя множество стандартных управленческих функций, таких как бюджетирование , управление персоналом, оперативное управление и развитие, а также специфические для данной области – проектирование ПО, планирование сетей, техническая поддержка и другие.

При современной тенденции изменения роли компьютерных технологий от автоматизации отдельных функциональных процессов к глубокой интеграции информационных технологий во все этапы работы предприятия и на всех уровнях, изменяются и расширяются функции ИТ-специалистов. От ИТ-специалиста требуется переход от «шаманских» действий и языка к согласованной с потребностями бизнеса деятельности на всех уровнях: стратегическом, тактическом и операционном. ИТ должны приносить бизнес-результаты, должны перейти от пассивного реагирования на изменения бизнеса к активному участию в повышении его эффективности, не забывая при этом о технической поддержке текущих бизнес-операций.

Данные требования представляют своего рода парадокс: с одной стороны, развитие бизнеса требует постоянных изменений в соответствии с изменяющейся экономической ситуацией, а с другой стороны, любая система будет стабильно функционировать только при отсутствии каких-либо вносимых изменений. Поэтому, чтобы стать активными участниками бизнес-деятельности своей организации и в то же время обеспечить стабильность систем и инфраструктур, ИТ-подразделениям потребуется совершенно иной подход к управлению ИТ.

Ценность информационных технологий для организации реализуется через создание и использование трех независимых видов ресурсов:

  • человеческий капитал;
  • технологии;
  • взаимосвязи между ИТ и бизнесом.

Эти ресурсы создаются и используются при реализации ключевых ИТ-процессов:

  • инновации – идентификация и планирование прикладных систем;
  • реализации – проектирование, покупка, разработка, конфигурирование и внедрение;
  • эксплуатации – операционное сопровождение и поддержка.

Наиболее эффективными практиками реализации информационными технологиями полезных для бизнеса функций являются:

  • стандартизация технологий. Разработка технологической архитектуры, создание набора корпоративных прикладных систем, построение совместно используемой в рамках организации ИТ-инфраструктуры и услуг.
  • Дисциплинированное управление проектами. Создание групп управления проектами, использование стандартных методик.
  • Четкая оценка результатов. Анализ результатов внедрения систем, оценка деятельности департамента ИТ, наличие соглашений об уровне обслуживания бизнес-подразделений службой ИТ (SLA – Service Level Agreement), использование прозрачных правил обоснования новых проектов.

В общем виде управление есть деятельность субъекта по изменению объекта для достижения некоторой цели. Для реализации процесса управления, помимо объекта и субъекта управления, необходимо наличие четких, измеряемых целевых показателей, а также системы определения текущего состояния объекта или отклонения параметров от эталонных. В области управления ИТ целевые показатели определяются через SLA, а инструментом измерения выступают различные системы мониторинга.